Поступление ребенка в школу еще не свидетельствует о принятии им нового возрастного статуса - ученика. Каждый ребенок по -своему переживает эту новую, для себя социальную роль. Для него это не столько событие, сколько процесс, продолжающийся во времени. Родители волнуются, как их ребенок переживает школьное обучение, как происходит образовательный процесс.

Специалисты отмечают, что смысловые переживания детьми своего взросления выявляются в изобразительной деятельности.

 

В рисунках ребёнка про школу отражаются его личные переживания по поводу предстоящей школьной жизни.

 

·  Предложите ребёнку выполнить рисунок на тему «Как я представляю себя в школе».

 

·  Не давайте ему никаких разъяснении и инструкции к содержанию рисунка, повторите тему, если ребенок будет настойчиво задавать вопросы о том, что и как надо рисовать.

 

·  3апишите высказывания ребенка в процессе рисования, его комментарии к рисунку.

 

· Захватите с собой этот рисунок, отправляясь на консультацию к психологу, социальному педагогу дошкольного учреждения или начальной школы, которые помогут соотнести содержание рисунка с характером выраженных в нем детских переживаний.

 

·  Вместе с психологом поразмышляйте над вопросами: каким видится автору рисунка школьное будущее: привлекательным или нет? Какие чувства отражены в рисунке: радость, восторг, любопытство, уверенность или сомнение, страх, обида, стыд и т д ? Хочет ли автор рисунка становиться взрослым, быть школьником или нет? Чем это подтверждается?

 

О благополучном переживании дошкольником приближающейся школьной действительности свидетельствует выполнение рисунка в ярких, светлых, красочных тонах.

 

         Ребёнок с удовольствием, в позитивной манере даёт комментарии к рисунку о своих жизненных перспективах.

 

         «Я хочу, чтобы у меня в школе были хорошие друзья», «Я нарисовала, как выступаю на школьном концерте», «Хочу, чтобы учительница была самая любимая на свете», «Мне бы хотелось сидеть на первой парте, около стола учительницы», «Я стою у доски и отвечаю урок, а учительница ставит мне пятёрку» и т.п.

 

         На рисунке, изображающем учебную ситуацию и другие школьные события, часто присутствуют фигура учителя, друзья и воображаемые одноклассники.

 

         Изображаемые учебные действия в классе совершаются самим ребёнком – автором рисунка.

 

Например, ребёнок отвечает у доски перед учащимися, в присутствии учителя делает записи в тетрадь; поднимает руку, чтобы ответить; учитель объясняет урок ученикам и т.п. При этом могут быть использованы дополнительные украшающие элементы в одежде, в интерьере классной комнаты и др.

 

         О проблемном переживании дошкольником приближающегося обучения в школе говорит  изображение в детском рисунке самого себя в школьной ситуации в одиночестве, без взаимодействия со сверстниками.

 

Например, дети рисуют только здание школы либо безлюдный класс, пустые парты. В рисунках, как правило, отсутствует изображение учеников, учителя и учебных действий. Иногда ребёнок выбирает тему рисунка, практически не связанную со школой.

 

Таким образом, благополучное проживание будущим первоклассником периода приближения школьной жизни обеспечивается способностью родителей и других членов семьи быть для ребёнка источником поддержки его душевных и эмоциональных сил на пороге школы.

 

Не нарушайте спокойного проживания ребёнком дошкольного детства, обеспечьте ему эмоциональное благополучие в пред - школьный период, берегите его физическое и психическое здоровье, необходимое для будущей школьной жизни.