Подготовка ребенка к школе    

 

В понятие «готовность ребенка к школьному обучению» включаются три взаимосвязанных компонента: физиологическая готовность;
социально-психологическая, или личностная готовность; психологическая готовность.

 

Оценкой физиологической готовности к школьному обучению,как правило, занимаются медики, которые проводят проверку ребенка по
трем основным критериям:

 

физическое развитие— длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки;

 

биологический возраст — количество прорезавшихся постоянных
зубов, достижение определенных пропорций тела соответственно возрасту;

 

комплексная оценка состояния здоровья — дети подразделяются на пять «групп здоровья» (начиная от детей без каких-либо функциональных
отклонений с хорошим физическим развитием, заканчивая детьми, имеющими существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе).

 

Социально-психологическая, или личностная, готовность к обучению
в школе
определяется готовностью ребенка к новым формам общения,
новому отношению к окружающему миру и самому себе в условиях
школьного обучения. При поступлении в школу ребенок попадает в новые социальные условия и постепен­но осваивает новую общественную роль

 

«Я - ученик».

 

Смена обстановки, ведущего ви­да деятельности (с игры на учение), социальной роли может привести к переживанию ребенком кризиса 7 лет. В этот период дети, как прави­ло, становятся трудновоспитуемы­ми; родители как будто не узнают своих малышей; в поведении ре­бенка проявляется много негати­визма, упрямства, строптивости, своеволия, ревности, грубости по отношению к взрослым; или наобо­рот — дети, которые в детском саду считались задирами, болтушками и драчунами, в период кризиса могут стать тихими и незаметными. Но са­мое главное то, что в этот период возрастает стремление ребенка к новой социальной роли («Я — уче­ник») и социально значимому виду деятельности (учению).

 

·  Постарайтесь помочь ребенку смягчить прохождение этого кри­зиса, а также успешно овладеть новой социальной ролью и новым видом деятельности.

 

·  Помните:кризис — это явление временное, он проходит, его про­сто нужно пережить.

 

Вспомните себя, когда у вас ниче­го не получается, все валится из рук и, конечно, вам не хочется, чтобы в эти моменты близкие вас ругали или в чем-то обвиняли. Ребенок — такой же человек, только маленький!

 

·  Не спешите делать замечание ва­шему ребенку или указывать на его ошибки и неудачи, постарай­тесь спокойно выяснить причину, помогите ребенку пережить про­исшедшую неудачу.

 

·  Отвлеките малыша от неприятно­го переживания, погуляйте или поиграйте с ним вместе, а может быть, просто приласкайте и взбод­рите своего сына или дочку.

 

 

·   Не предъявляйте требования, не соответствующие желаниям и возможностям ребенка. Поду­майте над тем, все ли ваши запре­ты обоснованы и нельзя ли дать ребенку больше свободы и само­стоятельности.

 

·  Внимательно относитесь к мнени­ям и суждениям ребенка, поста­райтесь его понять.

 

·  Помните:тон приказа и назида­ния в этом возрасте малоэффек­тивен, постарайтесь не застав­лять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его дей­ствий.

 

·  Будьте оптимистичны, прибегай­те к юмору в общении с детьми.

 

·  Психологическая готовность к школьному обучениюпредставляет собой сложное образование и охва­тывает все стороны психики ребенка, в частности подразумевает его готов­ность к усвоению учебного материа­ла. Базовыми составляющими психо­логической готовности к обучению в школе являются:

 

уровеньразвития психических про­цессов (мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия);

 

уровень развития мелкой мотори­ки руки (в том числе графические навыки);

 

уровень развития связной речи;

 

эмоционально-волевая готовность (умение контролировать свои дей­ствия, следуя инструкции взрослого, восприимчивость к помощи взрослого в процессе обучения и т.п.).

 

·  Помните:окончательно психо­логическая готовность ребенка к обучению в школе формируется в процессе самого обучения.

 

·  Проследите за тем, чтобы ваш ре­бенок (если он посещает детский сад) прошел диагностику у психо­лога на психологическую готов­ность к школьному обучению.

 

 

Полученные результаты заносят­ся в карту сопровождения, которая передается родителям по окончании учебного года. При необходимости эти результаты можно показать на собеседовании при поступлении в школу.