Подготовка ребенка к школе
В понятие «готовность ребенка к школьному обучению» включаются три взаимосвязанных компонента: физиологическая готовность;
социально-психологическая, или личностная готовность; психологическая готовность.
Оценкой физиологической готовности к школьному обучению,как правило, занимаются медики, которые проводят проверку ребенка по
трем основным критериям:
физическое развитие— длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки;
биологический возраст — количество прорезавшихся постоянных
зубов, достижение определенных пропорций тела соответственно возрасту;
комплексная оценка состояния здоровья — дети подразделяются на пять «групп здоровья» (начиная от детей без каких-либо функциональных
отклонений с хорошим физическим развитием, заканчивая детьми, имеющими существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе).
Социально-психологическая, или личностная, готовность к обучению
в школе определяется готовностью ребенка к новым формам общения,
новому отношению к окружающему миру и самому себе в условиях
школьного обучения. При поступлении в школу ребенок попадает в новые социальные условия и постепенно осваивает новую общественную роль
«Я - ученик».
Смена обстановки, ведущего вида деятельности (с игры на учение), социальной роли может привести к переживанию ребенком кризиса 7 лет. В этот период дети, как правило, становятся трудновоспитуемыми; родители как будто не узнают своих малышей; в поведении ребенка проявляется много негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, ревности, грубости по отношению к взрослым; или наоборот — дети, которые в детском саду считались задирами, болтушками и драчунами, в период кризиса могут стать тихими и незаметными. Но самое главное то, что в этот период возрастает стремление ребенка к новой социальной роли («Я — ученик») и социально значимому виду деятельности (учению).
· Постарайтесь помочь ребенку смягчить прохождение этого кризиса, а также успешно овладеть новой социальной ролью и новым видом деятельности.
· Помните:кризис — это явление временное, он проходит, его просто нужно пережить.
Вспомните себя, когда у вас ничего не получается, все валится из рук и, конечно, вам не хочется, чтобы в эти моменты близкие вас ругали или в чем-то обвиняли. Ребенок — такой же человек, только маленький!
· Не спешите делать замечание вашему ребенку или указывать на его ошибки и неудачи, постарайтесь спокойно выяснить причину, помогите ребенку пережить происшедшую неудачу.
· Отвлеките малыша от неприятного переживания, погуляйте или поиграйте с ним вместе, а может быть, просто приласкайте и взбодрите своего сына или дочку.
· Не предъявляйте требования, не соответствующие желаниям и возможностям ребенка. Подумайте над тем, все ли ваши запреты обоснованы и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
· Внимательно относитесь к мнениям и суждениям ребенка, постарайтесь его понять.
· Помните:тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
· Будьте оптимистичны, прибегайте к юмору в общении с детьми.
· Психологическая готовность к школьному обучениюпредставляет собой сложное образование и охватывает все стороны психики ребенка, в частности подразумевает его готовность к усвоению учебного материала. Базовыми составляющими психологической готовности к обучению в школе являются:
уровеньразвития психических процессов (мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия);
уровень развития мелкой моторики руки (в том числе графические навыки);
уровень развития связной речи;
эмоционально-волевая готовность (умение контролировать свои действия, следуя инструкции взрослого, восприимчивость к помощи взрослого в процессе обучения и т.п.).
· Помните:окончательно психологическая готовность ребенка к обучению в школе формируется в процессе самого обучения.
· Проследите за тем, чтобы ваш ребенок (если он посещает детский сад) прошел диагностику у психолога на психологическую готовность к школьному обучению.
Полученные результаты заносятся в карту сопровождения, которая передается родителям по окончании учебного года. При необходимости эти результаты можно показать на собеседовании при поступлении в школу.