Что следует предпринять
родителям за год до поступления
ребенка в школу
Подготовка ребенка к школе
Каждый ребенок неповторим, индивидуален, имеет, как правило, свои пристрастия и интересы.
· Заранее позаботьтесь о выборе школы, в которую ваш ребенок
пойдет учиться, учитывая при этом его наклонности, здоровье,
особенности поведения.
· В 5 —6 лет проведите обследование уровня развития ребенка,
окажите ему своевременную помощь и поддержку, если это необходимо.
· Определите готовность малыша к школе с помощью специалиста-
психолога в детском саду или в школе.
Всесторонний анализ развития ребенка до школы необходим для решения вопроса о том, какой вариант обучения, какая программа и какие требования будут для него приемлемы и не приведут к ухудшению состояния здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и трудностям обучения.
· Проанализируйте поведение вашего ребенка, уровень его развития, выясните для себя, на что нужно обратить особое внимание при подготовке ребенка к школе.
Предлагаем познакомиться с перечнем так называемых факторов риска,учет которых в разных видах деятельности и развитии малыша позволит родителям своевременно оказать помощь своему ребенку.
1.Общее развитие, взаимодействие со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности:
Факторы риска:
• неспособность понять инструкцию (задание), трудности выполнения задания даже с помощью взрослых;
• хаотичность действий, неумение организовать свою работу, необходимость постоянных указаний взрослых («не отвлекайся», «будь внимателен»и т.п.);
• трудность работы без отвлечения - даже в течение 5 - 7 мин;
• явно отрицательная реакция на неудачу (слезливость, отказ от работы);
• небольшой запас различных сведений, знаний;
• трудности вербально-логического и наглядно-образного мышления;
• низкий уровень развития памяти.
· Особое внимание обратите на способность ребенка правильно воспринимать обращенные к нему вопросы, умение четко и правильно отвечать на них, объяснять свои действия и выбор того или иного варианта выполнения задания.
2.Уровень речевого развития ребенка:
• бедный запас слов;
• неумение грамотно строить предложения;
• трудности артикуляции;
• нарушения звукопроизношения;
• затруднения звукобуквенного анализа.
Как правило, эти факторы риска связаны с задержкой речевого развития в раннем детстве и заметны у детей, которые вовремя не получили необходимой логопедической помощи.
3. Развитие координации движений и графических умений:
• неловкость при выполнении задания;
• неспособность выполнить задание;
• низкий уровень координации движений пальцев;
• неумение чертить вертикальные и горизонтальные линии;
• неровность, нечеткость штрихов;
• тремор (дрожание рук).
4 Зрительное восприятие:
• затруднения и ошибки при выделении отличительных особенностей фигур и их сочетаний;
• неточность копирования (нарушение соотношений элементов фигур, направления штрихов, размеренности, наклона и т.п.).
Анализ развития ребенка, выявление факторов риска позволят выбрать систему занятий по подготовке ребенка к школе, помогут определиться родителям с тем, какая школа в большей мере соответствует возможностям дошкольника.